Шаблоны для сайтов в системе uCoz
Главная » 2013 » Октябрь » 8 » Джо Вогель. Шоу The One. Наследие Майкла Джексона
03:47
Джо Вогель. Шоу The One. Наследие Майкла Джексона
4356311_Michael_Jackson_One_graphic (600x314, 166Kb)

"Майклу Джексону исполнилось бы 55 лет на прошлой неделе. Где бы он ни был, он определенно должен быть доволен тем, что изречение, некогда высказанное им в журнале Ebony, уже претворено в жизнь. «Хочется, чтобы твои творения жили, – сказал он. – Будь то скульптура, картина, музыка или композиция. Поэтому, чтобы ускользнуть от смерти, я пытаюсь вдохнуть свою душу в то, что я делаю».

Через четыре года после его неожиданной смерти слова Джексона уже стали пророческими. Его творческое наследие процветает. Сальные подробности затяжного суда едва ли повлияли на общественное мнение (действительно, те, кто неотрывно следил за процессом, испытывают к нему больше симпатии и воспринимают его более человечным, чем за последние десятилетия его жизни). А тем временем новое поколение поклонников Джексона, пополнившее ряды и без того значительной фан-базы, выросшей вместе с поп-звездой, уже сделало его самым влиятельным покойным артистом 21-го века.

Не верите? Вот вам доказательства: Джексон все еще остается самым продаваемым артистом на iTunes; современная поп-музыка практически наследует оригинальный Thriller (достаточно послушать Daft Punk, Джастина Тимберлейка, Робина Тика, Бруно Марса и Jay Z, последний из которых не раз и не два упомянул имя Короля поп-музыки в своем последнем альбоме, Magna Carta, Holy Grail); в 2012 мировой тур Cirque du Soleil "Michael Jackson Immortal" превзошел по объемам продаж мировые гастроли Леди Гаги, Coldplay и Kanye West, недавно превысив отметку в 270 млн. долларов; получивший множество похвальных отзывов документальный фильм, посвященный 25-летию альбома Bad и срежиссированный Спайком Ли, был встречен бурными овациями публики на Каннском кинофестивале, прежде чем пойти в эфир в День благодарения; тем временем, Джексон все чаще привлекает внимание ученых и академиков, результатом чего стали несколько новых сборников эссе и недавно открытый курс в Университете Дюка, который читает доктор Марк Энтони Нил - «Майкл Джексон и афроамериканские традиции сценических выступлений».

Добавьте к этому списку новое замечательное постоянное шоу Cirque du Soleil в Лас Вегасе, «Michael Jackson ONE». На специальном представлении в день рождения артиста 29 августа все его предыдущие достижения были намертво запечатлены в граните. Шоу Michael Jackson One, далекое от типичных поверхностных постановок Вегаса, предлагает зрителям социально значимый, очень душевный и воодушевляющий опыт. К концу выступления переполненный зал, в котором не осталось ни одного пустого кресла, не просто вскочил на ноги и громогласно аплодировал – люди всех возрастов и рас танцевали прямо в проходах.

Michael Jackson ONE – вторая рекордная постановка Цирка после Michael Jackson Immortal World Tour, которая в данный момент играет на стадионах Азии, прежде чем двинуться в Австралию, Новую Зеландию, а затем – в Южную Африку и Южную Америку. Там, где Michael Jackson Immortal World Tour демонстрировал несколько беспорядочный, развлекательный, хоть и местами неровный, но изысканный трибьют Королю поп-музыки, шоу Michael Jackson ONE (также написанное и поставленное Джейми Кингом, в этот раз – в сотрудничестве с Уэлби Алтидором, уроженцем Монреаля) кажется доработанным проектом. Результат – более богатая, сосредоточенная постановка, пробуждающая множество воспоминаний.

Созданное в сотрудничестве между Цирком и фондом наследия Майкла Джексона, шоу Michael Jackson ONE очень выигрывает от перманентного размещения в полностью обновленном театре, оборудованном по последнему слову техники (ранее там показывали постановку «Король-лев»). Зрители буквально окружены экранами и звуком, светом и акробатами. Детализированные декорации в стиле барокко были спроектированы Франсуа Сеганом, который вдохновлялся обложкой альбома Dangerous, клипом Leave Me Alone и ранчо «Неверленд». Эти аллюзии соответствующим образом подчеркивают и «цирковые» элементы жизни Джексона на виду общественности, а также эксцентричный дух того, что Михаил Бахтин описал как «карнавалеск» – коллективное творчество, растворяющее иерархии рас, полов, классов и наций.

Действительно, именно напряжение, развивающееся между паразитарным и диалогическим, придает этому шоу такой впечатляющий эффект. Главный антагонист в шоу – безликий и аморальный Мефисто, техно-медиа-сочетание, состоящее из телевизоров, камер, микрофонов, подслушивающей техники и расползающихся во все стороны зондов-щупалец, этакая свежая, обновленная версия фаустовского Мефистофеля. Мефисто олицетворяет не только опасную индустрию, с которой Джексон сражался с девятилетнего возраста, но и механизмы информационного века, механизмы власти и эксплуатирования, угрожающие поглотить всех нас.

Но все же это явно не упрощенческий уход в луддитский романизм. Джексон и сам в полной мере использовал новые технологии в своей работе, революционизируя применение студийного оборудования и аудиовизуальные средства короткометражных фильмов. Шоу Цирка, как и надлежит, умело наследует эти тенденции. Первое, что замечает зритель, войдя в театр – массивные аудиовизуальные стены на сцене и по обеим сторонам от театра, на которых в течение всего шоу демонстрируются кадры из культовых клипов Джексона.

Звук захватывает неменьше. Мультитрековые композиции Джексона мастерски аранжированы музыкальным директором Кевином Антьюнсом, умело разбившим песни на отдельные элементы, добавившим другие сопутствующие треки и легкие вариации, драматические паузы и взаимодействие с живыми исполнителями, дабы придать музыке свежести и жизненности. Помимо этого, звукоинженер Джонатан Динс разместил 5 500 динамиков по периметру зала и даже вмонтировал их в спинки кресел, чтобы вы могли насладиться эффектом в полной мере. Когда вступает басовая партия в Billie Jean, вы не просто слышите ее – вы ее ощущаете.

И все-таки ультрасовременная технология редко доминирует над содержанием. В одном из самых трогательных моментов десятилетний Джексон поет I'll Be There со страниц фотоальбома без звуков колокольчиков и свиста. Когда вы слушаете этот голос пронзительной чистоты в сопровождении фотографий юного Майкла и Jackson 5 эпохи семидесятых, вы вспоминаете не только о его безграничном таланте, но также о его колоссальном культурном взносе. Самый известный чернокожий мальчик, выросший на глазах у всей Америки.

Во многом путешествие сквозь музыкальный каталог Джексона напоминает путешествие по истории социума. В Bad мы оказываемся на разрисованной граффити городской станции метро в сопровождении картин, напоминающих о разрушительных стычках времен Рейгана и рождении хип-хопа. В уличном гимне девяностых, политически заряженной They Don't Care About Us мы видим цепочку возмутительных кадров – рейды Ку-Клукс-Клана, избиение Родни Кинга, жертвы СПИДа, нищеты и войн, уничтожение природы. Все это сопровождает жесткое песенное послание Джексона, поющего от имени всех угнетенных. Очень острый момент в шоу, когда мы видим кадры с Мартином Лютером Кингом-мл., произнесшим свою знаменитую речь «У меня есть мечта», когда Джексону было всего пять лет, и параллельно слышим строчку «Если бы Мартин Лютер был жив, он никогда бы этого не допустил!». Особенно значимым этот момент является потому, что мы видим его всего лишь через день после пятидесятилетней годовщины Вашингтонского марша.
В шоу были и некоторые упущенные возможности. Вероятно, самым слабым номером был Wanna Be Startin' Somethin'. Будучи одним из самых сильных номеров в Immortal (уловившим неистовую, первобытную транснациональную энергию песни), в шоу ONE он превратился в довольно приземленную постановку с жонглированием шляп. Еще одной упущенной возможностью можно назвать Billie Jean, которая во всем остальном была просто фантастической. Вместо того, чтобы демонстрировать в ходе песни знаковый момент карьеры Джексона – его исполнение Billie Jean на Motown-25, номер почему-то оформлен кадрами, взятыми с девяностых годов, хотя прочие песни с легендарными образами Thriller и Bad сопровождались ожидаемым видеоконтентом.

Впрочем, это незначительные мелочи для шоу, чудесным образом не просто предоставившего эффектное зрелище, но погрузившего зрителей в гениальность, глубину и широту творчества Джексона. Гениальность присутствовала в изобилии – от Smile и Workin’ Day and Night, оформленных в духе Чаплина, до феноменальной акробатики и хореографии Smooth Criminal и Thriller.

В одном из моментов, вызывающих мурашки по коже, на зрительный зал падает снег, в то время как Джексон исполняет призрачную Stranger in Moscow в компании африканской богини луны. На экране нам показывают воздушные изображения Кэтрин Джексон, Дайаны Росс, Элизабет Тейлор и, наконец, самого Джексона, выкрикивающего из пустоты: «I'm livin' lonely! I'm livin' lonely, baby!»

В кульминационной сцене Джексон появляется на сцене в виде удивительно живой иллюзии/голограммы, наделяя силой четырех «изгоев», упорно разыскивавших его в течение всего шоу, в безукоризненной версии Man in the Mirror. До этого момента Джексон уже появлялся в видеофрагментах, силуэтах и танцевальных движениях, он пел, нашептывал и смеялся, но теперь наконец-то показан во всей своей красе и значимости - в песне, побуждающей персонажей (а заодно и публику) открыть свое собственное значение в творческой жизни и работе Майкла.

В итоге, как говорил Маршалл Маклюэн, средство передачи – это еще не само послание. Артист – вот настоящее послание. Это те качества, которые Джексон олицетворяет в шоу – соучастие, сочувствие к тем, кто уязвим, тяготение к социальной справедливости и равноправию, и все это вступает в бой с торгашеской машиной Мефисто.

Совершенно нетривиальное послание, которого никто не ожидал увидеть в шоу Лас Вегаса или в современной поп-музыке в целом. Однако именно таков был план Джексона, чтобы «избежать смерти». Это вовсе не магический трюк, какие мы видим у Зигфрида и Роя; это заключалось в том, чтобы создать нечто значимое, нечто, затрагивающее души людей, нечто, хранящее в себе его душу на долгие времена после его ухода.

Шоу Michael Jackson ONE является очередным доказательством того, что, невзирая на беспрестанные попытки унизить его до уровня таблоидной карикатуры, Король поп-музыки все еще движется против течения в жизненности своих работ."

Перевод Ю. Сирош






http://mjworld.ucoz.ru/











Категория: Наследие короля | Просмотров: 439 | Добавил: Man89 | Теги: Michael Jackson, всё о нём, Michael Joseph Jackson, Ошо, журналы с майклом джексоном, black & wh, майкл джексон, Деби Роу, mj, Smooth Criminal | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]